Tuesday, March 2, 2010

Anneliese Michel


Посмотрел польский телевизионный документальный фильм 'Egzorcyzmy Anneliese Michel' (The Exorcism of Anneliese Michel) по сути оправдательный по отношению к священнику-экзорцист, осужденному (вместе с родителями девочки) за непреднамеренное доведение до смерти больной эпилепсией Аннализы Мишель. Рассказывается о том, что в ряде случаев за психическим расстройством может стоять злая воля сатанинских сил. Из интервью с матерью Аннализы и младшего из священников, проводивших экзорцизм видно какая была у них растерянность перед неподдающейся лечению и даже пониманию болезнью. Интервью перемежаются рассуждениями современного экзорциста. Делаются замечания о специфики общественного мнения в случаях связанных с сатанизмом. (Можно было бы вспомнить репортерские спекуляции вокруг убийства Шэрон Тэйт в 1969 году, принудительно связывавшегося с сатанизмом.) В этом случае пафос обвинения сводился к осуждению подмены научных методов средневековыми ритуалами, а пафос оправдания - к тому, что миссия церкви как последней инстанции простирается за пределы науки. К тому же, медицина не могла помочь, а сама Аннализа и ее родители желали логичных (хотя бы внутри религиозной традиции) объяснений происходящего. В результате, со всеобщего согласия проводилась большая серия сеансов этой поразительной игры вокруг одержимости. Сохранилось много магнитофонных записей, в фильме фрагменты демонстрируются. Аннализа умерла от недоедания и обезвоживания 1 июля 1978 года.


И следом посмотрел художественный фильм 'Requiem' dir. Hans-Christian Schmid, основанный на тех же событиях. Действие акцентируется на возможных психологических предпосылках как возникновения одержимости, так и выбора экзорцизма как меры борьбы с болезнью. Отношения внутри семьи, противоречивые отношения с церковной традицией, рассматриваются житейские поводы для ее эмоциональных подъемов и спадов, которые возможно, возможно, возможно...


http://en.wikipedia.org/wiki/Anneliese_Michel

Кое-что о возникающих при эпилепсии психопродукциях в 'Человек, который принял жену за шляпу' у Оливера Сакса:

<Пенфилд доказал, что такие эпилептические галлюцинации основаны не на фантазиях – это всегда абсолютно точные и четкие воспоминания, сопровождающиеся теми же чувствами, которые человек испытывал в ходе вспоминаемых реальных эпизодов. Их исключительная детальность, превосходящая все доступное обычной памяти, привела его к выводу, что мозг сохраняет точную запись всех переживаний. Поток сознания человека, считал он, регистрируется в полном объеме и может затем воспроизводиться как в обычных жизненных обстоятельствах, так и в результате эпилептической или электрической стимуляции. >

<... такие эпилепсии случаются, правда, только в контексте очагов разрядной активности в височных долях – реминисцирующих отделах мозга. Сто лет назад подобные эпилепсии изучал Хьюлингс Джексон; он описывал характеризующие их «сновидные состояния», «реминисценции» и «психические судороги»:

Перед припадками у эпилептиков нередко возникают смутные, но исключительно сложные внутренние состояния… Перед каждым припадком эти усложненные состояния, получившие название ментальной «ауры », повторяются в одинаковой или существенно сходной форме. 
Эти описания долгое время не рассматривались всерьез, пока полвека спустя Уайлдер Пенфилд не опубликовал результаты своих поразительных исследований. Пенфилд не только установил, что «усложненные состояния» связаны с процессами в височных долях мозга, но и научился вызывать их посредством электростимуляции очаговых точек коры. Во время нейрохирургических операций такая стимуляция мгновенно приводила к появлению у пациентов, при полном сохранении сознания, необычайно ярких «чувственных» галлюцинаций: они слышали музыку, видели людей, проживали целые эпизоды с полным ощущением их абсолютной подлинности, несмотря на то, что находились в тот момент в прозаической обстановке операционной. Все это пациенты в деталях описывали присутствующим, подтверждая сделанное за шестьдесят лет до этого Хьюлингсом Джексоном утверждение об «удвоении сознания»:
У пациента одновременно имеет место 1) квазипаразитическое состояние сознания (сновидное состояние) и 2) сохранившиеся фрагменты нормального сознания – что приводит к удвоению сознания… ментальной диплопии. >


<Непроизвольные реминисценции, обычно ассоциирующиеся с ощущением déjà vu и джексоновским «удвоением сознания», характерны для припадков мигрени и эпилепсии, для гипнотических и психотических состояний, а также, в менее резкой форме, для реакций на мощное мнемоническое действие некоторых слов, звуков, эпизодов и особенно запахов.>

<Таким образом, между рассказами пациентов и теориями физиологов возникает разрыв, настоящая пропасть. Существует ли хоть какая то возможность заполнить ее? И если такой возможности нет (что отнюдь не исключено), имеются ли вне рамок вычислительной теории идеи, которые помогут нам лучше понять глубоко личностную, экзистенциальную природу реминисценций, сознания и самой жизни? Короче говоря, нельзя ли над шеррингтоновой, механистической наукой об организме надстроить еще одну, личностную, прустовскую физиологию? Сам Шеррингтон косвенно намекает на такую возможность. В книге «Человек и его природа» (1940) он описывает сознание как «волшебного ткача», сплетающего изменчивые, но всегда осмысленные узоры – сплетающего, если задуматься, ткань самого смысла… Эта смысловая ткань не укладывается в рамки чисто формальных схем и вычислительных программ. Именно она является основой глубоко личной природы реминисценций, а также основой мнезиса, гнозиса и праксиса. И если мы спросим, в какой форме она существует, ответ очевиден: ткань личного смысла неизбежно принимает форму сценария или партитуры – так же, как неизбежно принимает форму схем и программ абстрактная организация вычислительных процессов. Из этого следует, что над уровнем церебральных программ необходимо различать уровень церебральных повествований.>

No comments: